Первая трагедия

Учась на первом курсе Армавирского высшего военного авиационного Краснознамённого училища лётчиков, в октябре 1981 года на наших глазах произошел трагический случай с одним из наших сокурсников, опытным планеристом.

Аэродром «Сангачалы» в Азербайджане, на котором мы курсанты тренировались летному мастерству, считался довольно сложным аэродромом, так как с одной стороны
он располагался на берегу Каспийского моря, примерно в 600 метрах, а с другой стороны были горы и присутствовал потухший грязевой вулкан, высотой метров 400. На посадку всегда заходили со стороны гор и проходили примерно на 200 – 300 метрах над этим вулканом. При этом по ходу посадочного курса перед аэродромом располагалось промышленное предприятие, с нефтяными вышками, железнодорожными путями
и вагонами, а за аэродромом были неровные складки местности, овраги. То есть, приземлиться, возможно, было только непосредственно на сам аэродром, сесть перед ним или выкатиться за полосу – было практически невозможно.

После завершения самостоятельного полета и захода на посадку при небольшой облачности, не вышел на связь один наш курсант, одновременно все мы услышали хлопок и увидели небольшой дымок на горе. Полеты были немедленно прекращены, вылетел дежурный поисковый вертолет, экипаж которого и подтвердил наши худшие опасения.

Как потом выяснила комиссия по разбору летного происшествия, летчик попал
в облака и потерял пространственную ориентацию.

А надо заметить, что в условиях плохой видимости, человек легко теряет направления в пространстве, ты не понимаешь где верх, где земля, где лево и право.  Стрелки приборов при этом могут «скакать», крутиться по циферблатам. Летчики, особенно молодые, часто путаются. Неоднократно были случаи, когда самолет при выходе из облаков оказывался вверх ногами, а летчик в это время находился в полной уверенности, что летит как обычно.

По всей видимости, тогда произошло нечто подобное. Оказавшись в перевернутом состоянии и не понимая этого, мой коллега, скорее всего, инстинктивно потянул штурвал на себя, однако самолет в таком положении не набирает высоту, а наоборот, летит вниз, сваливается, гора, удар, взрыв…

Сложно описать тогда наши чувства, особенно, когда приехали родители погибшего нашего товарища. Но такова жизнь военного летчика. Каждый из нас понимал, что это может случиться с каждым и где-то даже морально были готовы к этому.

Поделись новостью: