22 апреля 2022 года постоянная комиссия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по городскому хозяйству и созданию комфортной городской среды провела депутатские слушания на тему «О совершенствовании системы уборки земель общего пользования и иных внутриквартальных территорий Санкт-Петербурга». Открывая обсуждение, председатель комиссии Александр Ходосок отметил, что одной из главных проблем уборки города в зимний период становятся несогласованность действий между государственными организациями, органами местного самоуправления и управляющими компаниями, а также сильный дефицит спецтехники и персонала. Сегодня Жилищный комитет Санкт-Петербурга предлагает одно из возможных решений этого вопроса.
Председатель Жилищного комитета Олег Зотов представил депутатам новую концепцию организации уборки земель общего пользования. Он назвал порочной существующую систему, когда в 12 районах эти полномочия закреплены за районными администрациями, а в 6 – за муниципальными властями. Для уборки привлекаются подрядные организации по конкурсной процедуре. При этом, выиграв тендер, они, в свою очередь, передают заказ субподрядчикам. Одно и то же предприятие участвует во многих торгах и впоследствии не может выполнить все обязательства. К этому добавляются несвоевременное заключение контрактов, финансовые потери из-за длинной цепочки подрядчиков, невозможность напрямую использовать средства городского бюджета. Ежегодно на уборку земель общего пользования выделяется менее 3 млрд рублей. Если зима оказывается снежной, этого финансирования не хватает. Ответственные оказываются связаны условиями контрактов.
Жилищный комитет предлагает применить новый подход, уже показавший хорошие результаты в Москве. В 18 городских районах на базе жилищных агентств должны быть созданы 18 бюджетных организаций, непосредственно ответственных за выполнение работ. Обеспечивать их коммунальной техникой на период уборочной кампании будет государственное бюджетное учреждение «Спецавтобаза № 2», для которой планируется закупить новые машины белорусского и петербургского производства. Районные администрации возьмут на себя функции координации и контроля, а общий контроль будет осуществлять Жилищный комитет. Критерием оценки должно стать не количество выведенных на улицы людей и единиц техники, как в настоящее время, а факт выполненной уборки. Для этого планируется создать новый информационный комплекс, позволяющий отслеживать ситуацию в онлайн-режиме. Выгодными сторонами такой системы являются централизованная закупка техники, усиление контроля и повышение эффективности расходования средств бюджета. Олег Зотов также предложил ввести предоставление служебного жилья работникам ручного труда и организовать программу обучения специалистов. При этом заработную плату операторов техники следует установить в среднем на уровне 70 тыс. рублей, другим работникам – 40 тыс. руб. Олег Зотов также подчеркнул, что сегодня на балансе Петербурга находится 584 единицы уборочных машин, из которых лишь 90 произведены менее 10 лет назад.
Предложенную концепцию поддержали председатель Совета муниципальных образований, председатель комитета ЗС СПб по законодательству Всеволод Беликов, начальник отдела Комитета территориального развития Ашот Даниелян, начальник отдела Комитета по благоустройству Анна Федорова, начальник Государственной жилищной инспекции Ольга Акцевич и врио начальника Государственной административно-технической инспекции Алексей Геращенко. Последний рассказал, что за год ГАТИ рассмотрела около 150 административных дел о нарушениях в сфере уборки территорий. Ряд организаций подвергся штрафам, многим муниципальным советам были направлены предупреждения об устранении недостатков в содержании внутридворовых территорий. Выступавшие также привлекли внимание к вопросу уборки земель зеленых насаждений местного значения, который тоже до конца не урегулирован.
Глава поселка Стрельна Валерий Беленков назвал также большой трудностью наличие обширных бесхозных территорий и хаотичную парковку личного автотранспорта на внутриквартальных проездах.
Отвечая на вопросы депутатов, Олег Зотов подчеркнул, что новая концепция полностью исключает из схемы подрядчиков и субподрядчиков, которые зачастую не обладают достаточными ресурсами для исполнения контрактов. Кроме того, он назвал большой проблемой прошедшей зимы то, что дворы было разрешено чистить до слоя «наката», то есть плотно утрамбованного снега. После оттепели и последующих заморозков этот слой превратился в высокую наледь на дорогах. Очистка проездов должна производиться до слоя асфальта. Председатель Жилищного комитета рассказал о подготовке финансово-экономического обоснования перехода на новую систему.
Александр Ходосок поблагодарил всех участников слушаний за тщательное обсуждение одной из самых сложных и острых тем городской жизни. Он предложил до 12 мая направить в адрес комиссии предложения по дальнейшей проработке и совершенствованию концепции Жилищного комитета.