Постоянная комиссия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по градостроительству, земельным и имущественным вопросам провела депутатские слушания по внесенному Губернатором проекту Закона «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон».
Проект представил заместитель председателя Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Алексей Михайлов. По его словам, эта инициатива является внеочередной коррекцией закона (очередная запланирована на 2024 год). Площадь охранных зон в СПб составляет 36 033,6 га, и сокращение их границ не предусмотрено. Новый документ устанавливает условия реализации новых социальных и инфраструктурных проектов, уточняет границы межевания уличного фронта, дополняет карту высотных регламентов значениями допустимых высотных акцентов (башен, шпилей), в том числе на Васильевском острове. При этом допустимые параметры высоты зданий не меняются. Также ряд защитных зон вокруг исторических объектов переводится в зоны охраны. Среди намеченных к постройке и реконструкции: 6 образовательных учреждений (4 общеобразовательных и два вуза), 3 спортивных объекта, 2 учреждения здравоохранения.
Алексей Михайлов ответил на вопросы депутатов о трех инфраструктурных проектах, вызвавших наибольший общественный резонанс – развитии территории Нарвской заставы, строительстве Большого Смоленского моста и пассажирского терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург. Он отметил, что в документе не содержится каких-либо изменений норм, установленных законом № 820 от 2016 года. Определение ценности зданий на Нарвской заставе установлено по результатам исследования 2011 года. Часть домов была признана построенными по типовым решениям, то есть не подпадающими под критерии историко-культурного наследия. Что касается строительства Смоленского моста, то в настоящее время из 8 домов, планировавшихся к сносу, один решено сохранить. Судьба школы, в которой в определенный период училась Ольга Берггольц, пока находится под вопросом. Объекты промышленной архитектуры на территории, прилегающей к Московскому вокзалу, будут максимально включены в комплекс нового терминала, в том числе склады Северного страхового общества Кокоревых.
Депутат Павел Крупник в своем выступлении рассказал о многочисленных обращениях граждан с просьбами сохранить застройку у Нарвских ворот как единый ансамбль и не поддерживать планы инвесторов по сносу двух- и трехэтажных коттеджей. Парламентарий заявил, что район не должен превращаться в зону типового многоэтажного строительства. Об оспаривании результатов экспертизы 2011 года сообщил и представитель Следственного комитета РФ Александр Осипенко.
По окончании обсуждения председатель постоянной комиссии Валерий Гарнец предложил подвести итоги слушаний на ближайшем заседании комиссии и начать работу над поправками к предложенному законопроекту.